Thursday, October 6, 2011

из книги «Еврейская жизнь. Слово и рисунок»


«Народ этот избран среди других народов не только потому, что он во многих отношениях лучше других, а еще и потому, что он наиболее стойкий из них», – так писал о евреях Гёте.

В этом изречении отражается вся история этого народа. Действительно, он оказался одним из наиболее стойких. Евреи были свидетелями громких побед и величия грозных империй, процветание которых длилось иногда и столетиями. Но блеск и слава этих колоcсов оказались преходящими. Народу Израиля довелось увидеть, как в пыль превратился могучий Вавилон, как рушилось царство фараонов и Римская империя.

Он был свидетелем того, как накатывались, а затем схлынули полчища готов, вандалов и гуннов; исчезла империя Карла Великого; шатался папский трон; отступили вглубь исторической сцены ранее могучие Швеция и Польша; Испания пожинала горькие плоды своей злобы; Бурбонов везли на плаху; в ледяной пустыне России померкла слава нового императора; a он, народ Израиля, казавшийся тщедушным, устоял. Несмотря на казни, чуму, костры инквизиции, он шел сквозь века, преданный Богу и терпеливый, неся с собой свитки Священного Писания.

История евреев местами ужаснее любых доступных человеческому воображению кошмаров. Ни один народ столь многократно не предавался огню и мечу, не обращался в рабство, не рассеивался поработителями, не преследовался, не угнетался, не унижался, не подвергался грабежам, но вопреки всему этому выжил и живет поныне, сохранив все свои достоинства.

Сегодня вновь мы слышим о преследованиях евреев. Всё повторяется. По странам Европы прокатывается волна ненависти, угрожающая с трудом завоеванным евреями правам, еврейскому образованию, их собственности, самому существованию этого народа. Откуда в наше время, 100 лет спустя после великой революции, провозгласившей принципы свободы, равенства и братства, эта злоба, эта расовая ненависть, этот религиозный фанатизм? Не исключено, что под религиозными и национальными мотивами скрываются в данном случае эгоистические, экономические причины. Возможны и чисто эмоциональные факторы, которые никакими трезвыми рассуждениями никогда объяснить не удастся.

Евреи, наверное, не ангелы, хотя первые ангелы, вероятнее всего, в земной жизни и были евреями. Кроме прочего, их обвиняют в том, что они не признают Нового Завета. Но кто, как не евреи, его авторы? За ними не признают родины, зато могилы евреев на множестве кладбищ по всему миру.

Еврейский народ – старейший культурный народ Европы. Влияние других древних культур, таких как индийская или китайская, в Европе малоощутимо. То, что было привнесено древним Египтом и Римом, поблекло со временем, а среди нас жил и живет народ, обладающий образцовыми, упорядоченными, гуманными законами, устоявшимися обычаями, высокой моралью, крепкими традициями семьи. Так было уже тогда, когда наши прародители только вышли из пещер и переселились в дома на сваях, ища защиты от диких зверей. Древняя еврейская культура не превратилась в антиквариат, в редкостный раритет, как, например, культура инков, культ старогерманских божеств или культ Перуна у древних славян.

Евреи пронесли свою культуру, свое традиционное образование через века, сохранив их и во время расцвета великолепной культуры Древней Греции и Рима, и в мрачном Средневековье, и во время реформ Лютера и революции 1789 г., вплоть до наших дней.

Существует мнение, что религия умирает, когда она превращается в ритуал. У евреев сохранились и их ритуалы, и глубинная суть их религии. Их легенды часто имеют тот же статус, что и факты, и это переплетение украшает их веру. Народ Израиля не только старейший культурный народ Европы, но и сегодня это один из самых образованных народов, народ людей хорошо воспитанных, народ стойкой веры, мягких обычаев. Этот народ развил полезную деятельность в самых различных областях знаний. Старинная культура оказала влияние на его психологию. В течение тысячелетий евреи прониклись значимыми идеями, благородными нравами, добрыми, человечными обычаями, научились подавлять в себе звериные инстинкты, варварские атавизмы. Они заменили инстинкты гуманностью, миролюбием, неприятием насилия и кровопролития, любовью к ближнему. Это четко следует из европейских статистик, а против чисел возражать трудно. Нет в этих статистиках евреев-убийц и насильников, как бы этого ни хотелось антисемитам.

Ненависть к евреям – это не что иное, как ненависть дикаря по отношению к цивилизованным людям. Во все века евреев осуждали за то, что было следствием созданных для них же ограничений. Быть евреем в понятии многих оказалось «преступлением, помилованию не подлежащим».

Никогда по-настоящему образованный человек, обладающий добрым сердцем и миролюбивым характером, не проявлял ненависти и не преследовал евреев. Наоборот, наиболее просвещенные люди во все времена у всех наций их защищали и оберегали, несмотря на то, что евреи всегда считались хоть и не совсем чужими, но никогда – своими. Они – народ мечтателей, хотя для евреев интенсивность мечтаний часто важнее их осуществления. При этом у них сохраняется непреложная склонность к логике. Они обладают прекрасной памятью, но кто-то из них сказал: «Зачем помнить то, что можно придумать?» Евреи достойны уважения в силу ряда причин. Прежде всего, оно основывается на том, что в еврейском народе, как ни в каком другом, укоренились крепкие семейные традиции, что является предпосылкой для здорового, нравственного, политического и социального развития. В наши дни хватает нападок на семейный уклад.

Противники семьи едины в одном: они утверждают, что брак и семья – это общественное устройство, перенятое христианством у иудаизма, противоречащее законам природы. Взаимоотношения мужчины и женщины, по их мнению, имеют целью лишь одно: продолжение рода. В каком-то смысле это действительно так. Но, в отличие от большинства животных, человеческому детенышу, прежде чем он научится сам добывать себе пищу, требуется длительный срок, в течение которого он зависим от заботы родителей. Поэтому у человека партнерские отношения между мужчиной и женщиной для блага потомства должны сохраняться много дольше, чем у животных. За время, необходимое для воспитания первенца, рождаются другие дети, требующие, в свою очередь, родительской заботы. Потом уже забота требуется самим родителям. Так, в силу биологических особенностей человека, а не вопреки им и не в силу религиозных установок или надуманных законов, и существует институт семьи.

Народ Израиля, будучи народом старых культурных традиций, в полной мере сохранил традиции крепкой, здоровой семьи. Ведь среди этого народа редко встретишь закоренелого холостяка или старую деву. Здесь в почете многодетная семья. Здесь привязанность супругов друг к другу, любовь родителей к своим детям и ответная любовь детей – правило, не требующее доказательств. Это следствие глубокой духовности и культуры народа, которые и позволили ему выжить в сложнейших условиях. Вторая особенность этого народа, которая также ему завоевала симпатии, – это умение сочувствовать другому. Шопенгауэр, этот закоренелый пессимист, видит в умении сочувствовать, в преодолении эгоизма самую благородную, самую прекрасную черту, присущую роду людскому.

Как-то в Верхней палате английского парламента рассматривался Билль о правах евреев в Англии. Один из членов парламента обратился в связи с этим с вопросом к главе Англиканской церкви, архиепископу Кентерберийскому: «Правда ли, что у евреев иная мораль, чем у христиан»? Ответ верховного пастыря гласил: «Мораль у них та же, что и у нас. Разница лишь в том, что они ее соблюдают».

Сочувствие ближнему развито у евреев как ни у какого другого народа. У них не возникает вопроса, заслуживает ли попавший в беду человек сочувствия, не возникает вопроса о его вере или национальности. Еврей видит в нуждающемся брата и помогает ему, ухаживая за больным, одевая раздетого, накормив голодного. Евреи счастливы, когда они могут оказать кому-либо помощь. Поэтому еврейские нищие не привыкли просить. Они, по довольно парадоксальной логике, почти горды своим нищенским положением, так как считают, что дают возможность состоятельному еврею совершить доброе дело. Это они его облагодетельствовали своим существованием, построив для него лишнюю ступень в царство небесное, более надежную, менее шаткую, чем молитва и соблюдение ритуала. Вот такая своеобразная логика!

И еще одна добродетель присуща еврейскому племени – это принесенное им со своей прародины и при всех обстоятельствах им сохраненное глубокое уважение к духовности и знаниям. Величайший из миров, какие человек создал силою своего духа, а не получил от природы, – это мир книг, и этому миру они беззаветно преданны. В одной из еврейских инкунабул XV в. написано: «Да сподобит нас Господь умножить знание Закона и увеличить число книг среди евреев». Еврей – в большинстве своем по-настоящему образованный человек, даже в самые мрачные времена уделяющий внимание знаниям. Он признает столкновения, но лишь столкновения мнений, духовные бои, в которых победителем оказывается всё человечество. Война же, в обычном ее понимании, не знает победителей: она препятствует прогрессу вне зависимости от того, чей лоб украшают окровавленные лавры. С любовью к духовности, к знаниям идет рука об руку любовь к свободе и прогрессу. Это свойство еврейского народа и обусловило особую его роль в истории человечества. Рассеянные по всему миру, евреи остались всё же единым народом, единой общиной, ставшей одновременно теми проводами, по которым распостраняются новые идеи, новые тенденции. Это происходит благодаря также и тому, что еврей видит в еврее с другого континента такого же соседа, как и тот, что живет в доме напротив. Вследствие этого евреи и стали – осознанно или неосознанно – носителями космополитизма.

Если другие народы подчинены своим национальным интересам, то взляд еврея распостраняется свободно поверх пограничных столбов: он прежде всего ощущает себя человеком. Его кругозор постоянно оказывается шире, чем у других. Он охватывает весь образованный мир, всё человечество. Еврей преследует более высокие цели и интересы – всем на пользу, пока другие себя обворовывают, постоянно в спорах прибегая к мечу и военным пожарищам, что приносит раны и беды и победителям, и побежденным Настоящая история европейской цивилизации, основанная на строгих научных принципах, пока не написана. Если она появится, то заодно окажется сочинением, прославляющим европейское еврейство.

1892 г.


Леопольд фон ЗАХЕР-Мазох
 
He is man which was cause to word

masochism

 

No comments:

Post a Comment